Главная  Технологии бизнеса  Полезные статьи  Четыре измерения эффективности...
Полезные статьи

Четыре измерения эффективности развлекательного центра: Деньги, Бизнес-процессы, Клиенты, Персонал

25 ноября 2015

 Сфера развлекательных центров как полноценный бизнес имеет в России сравнительно недолгую историю. Тем не менее, этот бизнес уже прошел стадию зарождения и формирования, и теперь перед собственником начинают появляться вопросы роста эффективности.

 Компания EntenS Group занимает активную позицию в сфере продвижения новых современных технологий оценки и повышения эффективности развлекательных центров. Для обеспечения качественного роста индустрии развлечений нами был задуман цикл статей, в которых мы постараемся изложить свои взгляды за более чем 10-летний практический опыт в развлекательном бизнесе. Сотрудники компании принимали участие в создании и развитии сети семейных развлекательных центров «Игромакс». Работали над проектами «Фристайл-парк» г. Москва, проектом развлекательного центра «NЪ-ТЕРРА» г.Омск, Детского развлекательного центра в ТЦ «INTEGRO» г. Ташкент. В настоящее время компания ведет ряд проектов по операционному управлению развлекательными центрами, одним из которых является развлекательный комплекс «Бегопарк» г. Караганда площадью более 5000 м2.

Каждая статья нашего цикла будет посвящена отдельному измерению, которое отражает тот или иной аспект качества работы развлекательного центра, а также взаимосвязи между различными измерениями эффективности.

ИЗМЕРЕНИЕ ПЕРВОЕ:   ДЕНЬГИ

Собственники и управляющие развлекательными центрами находятся сейчас в непростой ситуации: вследствие того, что развлекательный бизнес еще активно развивается и существующий спрос пока превышает предложение, даже не самые качественные проекты кажутся в полнее успешными. В то же время рост конкуренции заставляет все чаще задумываться над вопросом: «А насколько эффективен мой развлекательный центр, как эту эффективность оценить и как ее корректно сравнить с показателями других развлекательных центров?».

Прежде всего, ошибочно считать, что какой-то один показатель вашей работы может дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Бизнес многогранен, и так же многогранна должна быть оценка его эффективности. Мы в своей деятельности опираемся на следующие основные измерения развлекательного бизнеса: финансовая составляющая, бизнес-процессы, клиенты и персонал. Существует еще и «пятое измерение», а именно согласованность всех вышеназванных процессов между собой.

Наиболее наглядным с точки зрения анализа является финансовая составляющая деятельности развлекательного центра. Чаще всего именно она является практически единственным показателем, с помощью которого оценивается качество развлекательного центра. Казалось бы, все просто – чем больший доход (прибыль) приносит развлекательный центр, тем он эффективней! Но практика показывает, что это является наибольшим заблуждением.

Центры разные нужны, Центры всякие важны

Развлекательные центры имею разный масштаб, направленность, перечень предоставляемых ими услуг. Какой финансовый показатель может явиться отправной точкой для определения эффективности? Показатели оборота отпадают в первую очередь, так как сильно зависят от масштаба бизнеса, показатели чистой прибыли в большей степени отражают эффективность финансовой службы или готовность менеджмента и собственников принимать на себя дополнительные риски. Показатели маржинальности в сфере услуг имеют слишком неточную природу и тоже не могут являться сравнимыми величинами. На наш взгляд, наибольшей объективностью для сравнения обладает показатель операционной прибыли – EBIT (Earning Before Interest Tax). EBIT – аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета процентов по заемным средствам и уплаты налогов. Рассчитывается этот показатель достаточно просто:

 

Расходы на операционную деятельность РЦ

Доход РЦ

х 100

=   Операционная прибыль (в %)

 К сожалению, даже по этому показателю прямое сравнение различных форматов не будет являться корректным. По нашему мнению, существуют как минимум следующие диапазоны форматов с разными показателями операционной прибыли:

 

 

Площадь развлекательного центра

Диапазон эффективной операционной прибыли

до 1000 м2

35 – 50%

от 1000 до 4000 м2

25 – 40 %

свыше 4000 м2

20 – 30 %

 

Попадание развлекательного центра конкретной площади в соответствующий диапазон по показателю операционной прибыли и говорит о его финансовой эффективности. При этом необходимо отметить, что важны обе границы диапазона: как верхняя, так и нижняя. Превышение верхней границы диапазона, скорее всего, свидетельствует об излишней экономии средств на поддержание качества предоставляемых услуг. Достаточно скоро это ощутит на себе гость подобного развлекательного центра и при наличии альтернативы уйдет в другой развлекательный центр, где в поддержание качества услуг вкладывают достаточно средств. Снижение операционной прибыли за нижнюю границу диапазона, скорее всего, проявится в отсутствии средств на развитие бизнеса без привлечения дополнительного финансирования.

На первый взгляд, из таблицы следует, что по показателям операционной прибыли наиболее привлекательным является формат до 1000 м2. Значит ли это, что при проектировании развлекательного центра нужно стремиться именно в данную площадь? Конечно же, нет. Ведь при больших показателях операционной прибыли данные развлекательные центры имеют значительно меньший оборот. А 30% с 1 млн.рублей больше, чем 50% с 500 тыс.рублей. При проектировании развлекательного центра, исходя из имеющихся возможностей, каждый решает для себя сам, какой бизнес ему необходим. Чем меньше площадь развлекательного центра, тем меньше издержек на ведение бизнеса, но и количество услуг, и величина «среднего чека» там тоже ниже.

Послушная эффективность

Управление финансовой эффективностью развлекательного центра с использованием в качестве индикатора показателя операционной прибыли, требует работы с двумя основными переменными, его образующими (см. формулу выше).

Первое – это управление доходной частью.

Каждому развлекательному центру – свой moneymaker!

В кругах специалистов, связанных с развлекательным бизнесом, упорно насаждается мнение, что основной источник дохода развлекательного центра – redemption-аппараты. Это утверждение, на наш взгляд, является лишь отчасти верным и в большей степени отражает структуру доходообразования в развлекательных центрах площадью до 1000 м2. Более правильно говорить об уникальной структуре дохода каждого центра развлечений. При этом данная структура доходов состоит, как правило, из следующих компонентов:

Доход от игровых аппаратов:

o Доход от redemption-аппаратов

o Доход от видеосимуляторов

o Доход от прочих игровых аппаратов

Доход от аттракционов (лабиринт, карусель, скалодром, батут и т.п.)

Доход от услуг по празднованию Дней рождений

Доход от услуг общественного питания

Доход от проведения корпоративных мероприятий (Новый год и т.п.)

Доход от специальных мероприятий (выпускных вечеров, дискотек и т.п.)

Доход от боулинга

Доход от бильярда

Доход от продажи сувенирной продукции (pro-shop)

Доход от проведения event-мероприятий (утренники в новогодние каникулы и т.п.)

Доход от аренды (или субаренды) площадей для сопутствующих услуг (аквагримм, мастер-классы, фото- и видеоуслуги и т.п.)

Доход от арендованных аттракционов (например, капсула, гоночная трасса).

Для управления доходной частью, прежде всего, необходимо организовать учет всех денежных поступлений не «одной строкой», а разбив их на предложенные компоненты. Кроме этого, необходимо проанализировать условия ведения бизнеса (расположение развлекательного центра, характер гостевого потока, платежеспособность посетителей и т.д.) и на основе этих данных определить для себя уникальный профиль дохода вашего развлекательного центра. Ниже мы приводим иллюстративные примеры (все они встречались нам на практике работы с реальными развлекательными центрами)  различных профилей дохода развлекательных центров (РЦ):

  
 

Структура дохода в процентах

Статьи дохода

РЦ площадью 500 м2, расположенный рядом с кинотеатром

РЦ площадью 1500 м2, расположенный в ТРЦ спального района

РЦ площадью 5000 м2, расположенный в отдельно стоящем здании

Игровые аппараты:

60%

40%

30%

redemption аппараты

40%

20%

15%

видеосимуляторы

15%

15%

10%

прочие игровые аппараты

5%

5%

5%

Аттракционы

30%

30%

15%

Услуга по празднованию Дней рождений

10%

10%

5%

Общественное питание

-

15%

25%

Проведение корпоративных мероприятий

-

-

5%

Специальные мероприятия

-

2%

1%

Боулинг

-

-

10%

Бильярд

-

-

5%

Сувенирная продукция (pro-shop)

-

-

1%

Еvent-мероприятий

-

1%

1%

Аренда площадей для сопутствующих услуг

-

1%

1%

Доход от арендованных аттракционов

-

1%

1%

 Изучая приведенные примеры профилей доходов, можно сразу определить, что обеспечивает уникальность того или иного развлекательного центра. Одновременно можно наметить и пути повышения показателей дохода того или иного центра. Но тут важно учитывать уже сложившийся профиль доходообразования, потому что, как показывает наша практика, резкое изменение этого профиля или стремление подогнать его под какие либо «стандарты» сказывается на работе центра негативно.

Основным источником роста доходности центра после проведенного анализа различных компонентов, его образующих, можно считать:

1. Внедрение в практику работы центра услуг, ранее в нем  отсутствовавших; 

2. Развитие услуг, имеющих низкую долю в доходе центра. При реализации этого метода необходимо контролировать величину дохода от всех остальных компонентов, чтобы получить истинный рост дохода, а не перераспределение поступающих средств между отдельными компонентами структуры доходности.

Таким образом, управление доходностью развлекательного центра складывается из трех основных элементов:

1. Учет структуры дохода;

2. Мероприятия по поддержанию оптимальной структуры дохода;

3. Внедрение новых услуг и корректировка структуры дохода за счет роста низкодоходных компонентов, без падения доходов по высокодоходным статьям.

Экономика должна быть…

Вторая составляющая – это управление расходами на ведение операционной деятельности. В этом вопросе поиск универсальных показателей и «стандартов» для различных центров является задачей еще более сложной. Для управления расходами необходимо в первую  очередь организовать постатейный учет.

Ниже приведен минимальный перечень статей расходов, характерный для действующего развлекательного центра:

1. Зарплата для управления

2. Зарплата для персонала 

3. Аренда (вкл. эксплуатацию и коммунальные расходы)

4. Клининг

5. Охрана

6. IT (кассы, ридеры, интернет, телефония)

7. Технический отдел (текущий ремонт и сервисное обслуживание)

8. Реклама и Маркетинг

9. HR (затраты на поиск персонала, обучение и т.п.)

10. Прочие затраты РЦ (канцтовары, инвентарь и т.п.)

11. Закупка продуктов и напитков (если есть кафе)

12. Другое (униформа, транспорт, интерьер и т.п.)

 Скачать статью полностью!!!

Бениаминов Александр

Управляющий партнер EntenS Group

тел.: +7 (903) 780-11-22

e-mail: ab@entens.ru

Skype: alexanderbeniaminov


Вернуться к ленте